Название пьесы, средней в трилогии о Борисе Годунове, расставляет акценты, которые сделал Алексей Толстой. «Царь» — это настоящее героя, которое огромным весом давит на него. «Иоаннович» — прошлое, образ жестокого отца, на которого сын не хочет походить ни в чём, ради этого старается подавить в себе любое проявление несгибаемого характера. Но он, Фёдор, зажатый между двумя довлеющими определениями его сути, пытается выдержать всю эту тяжесть, бороться с ней посильными средствами.
— Фёдор сумел сохранить свою душу и, как рано повзрослевший ребёнок войны, часто оказывается старше и мудрее своих сверстников, — рассказывает режиссер. — Он сегодня для нас — живой пример того, что добро, подобие Божие, который главный герой поэмы видит в каждом, — не чудо неслыханное и недостижимое, а, по большому счёту, норма. Нужен нам сегодня царь Фёдор, нужен как никогда. И если удастся нам открыть зрителю его очарование, убедить в его реальности и высшей правоте, научить полюбить это сердце, полное любви, — тогда просветляющая, «донкихотская» сверхзадача нашей постановки будет решена.